2009-06-17

Тормозите, как хотите, только жидкость подберите
Назад к списку

Последние годы в периодике, да и в специальной литературе тормозные жидкости незаслуженно обходили вниманием. Сведений о них крайне мало, а ведь этот необходимый для каждого автомобиля атрибут не менее важен, чем бензин или масло. Если тормозная жидкость некачественная, либо неправильно используется, это чревато самыми серьезными последствиями. Чтобы тормозная система функционировала безукоризненно, для каждого автомобиля нужна соответствующая жидкость. Сегодня нас консультирует по этой теме руководитель Химмотологического центра.

В России используется широкий ассортимент тормозных жидкостей, предназначенных для различных видов автомобильной техники: БСК, «Нева», «Томь», «Роса», «ДОТ» и др.

Опытные автолюбители знают, какое значение имеют свойства и качество тормозных жидкостей. Для надежной работы тормозной системы автомобиля к рабочей жидкости, которую в ней используют, предъявляется много требований.

Тормозные жидкости (далее — ТЖ) должны иметь хорошие низкотемпературные и вязкостно-температурные показатели, обладать физической и химической стабильностью, защищать металлы от коррозии, быть инертными к резинотехническим изделиям и обладать смазывающим эффектом.

Эти свойства ТЖ должны сохраняться при эксплуатации автомобиля в течение длительного времени (не менее 1 года) в широком интервале температур окружающего воздуха ( от −50° до +50° С) и в различных климатических условиях, т.е. при длительном нахождении при отрицательных или положительных температурах, воздействии кислорода воздуха и влажности.

Одной из основных характеристик ТЖ является их рабочий диапазон температур. В зависимости от типа тормозной системы и марки автомобиля рабочая температура жидкости при езде в сложных условиях может подниматься выше +150° С. Естественно, что если жидкость имеет температуру кипения ниже этой величины, она закипит, образуется паровая пробка, что приведет к резкому снижению эффективности торможения и может послужить причиной аварии.

К сожалению, у нас нет стандарта, который устанавливал бы общие технические требования к ТЖ, поэтому при разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT).

В соответствии с этими условиями ТЖ делятся на три группы, которые отличаются в основном по температуре кипения, температуре кипения увлажненной жидкости и вязкости (см. таблицу). В этой же таблице помещены требования к наиболее распространенным отечественным ТЖ.


Указанные спецификации содержат требования и к другим показателям ТЖ, о которых мы говорили выше, но эти требования практически одинаковы ко всем трем группам ТЖ.

Жидкости типа ДОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации.

Жидкости типа ДОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях ( на режимах «разгон-торможение»).

Спирто-касторовая жидкость «БСК» не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре — 20° С. Жидкость «Нева» марки «А» незначительно уступает требованиям ДОТ 3, а марка «Б» — не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ «Нева» была разработана для применения в тормозных системах первых моделей «Жигулей».

Тормозные жидкости ДОТ 3, «Томь» и ДОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.

Одним из недостатков жидкостей на основе полигликолей и их эфиров, т.е. практически всех жидкостей, выпускаемых по ДОТ 3 и ДОТ 4, является их склонность к поглощению воды из атмосферы. Попадание даже малого количества влаги существенно снижает температуру кипения ТЖ. Например, добавка 3,5% воды к жидкости, кипящей при +215°С, снижает температуру кипения примерно на 90°С. С другой стороны, нужно чтобы жидкость могла бы до некоторой степени смешиваться с водой для предотвращения замерзания попавшей в систему влаги. Учитывая, что вода поглощается тормозной жидкостью из атмосферы даже в том случае, когда автомобиль не эксплуатируется, очень важно строго соблюдать рекомендуемые сроки смены жидкости.

Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках — и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости — это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Можно также применять жидкости тех фирм, которые прошли испытания по программе межведомственной комиссии по испытаниям ГСМ и оформили допуск к производству и применению. В этом случае надо иметь в виду, что если жидкость, имеющая «допуск», не внесена в инструкцию по эксплуатации автомобиля, гарантии завода-изготовителя могут не распространяться на тормозную систему. По данным, которыми располагает Химмотологический центр, такую процедуру прошли : «БСК» Пермского завода смазок и СОЖ, «Нева» — того же производителя, «Нева» НПП «Арктон», ТЖ производства Пушкинского завода Luxoil и OilRight.

В настоящее время разрабатывается ГОСТ и общие технические требования к ТЖ, и если подобный документ выйдет в свет, это станет серьезным барьером для выпуска некачественных тормозных жидкостей.

Лиана Востокова, по материалам Химмотологического Центра

http://www.aopt.ru